Каково это быть мусульманкой с расстройством пищевого поведения в месяц Рамадан
Cтатья написана Анной Владимировной Назаренко, основателем и руководителем Клиники расстройств пищевого поведения, психологом, экспертом по пищевым расстройствам, автором методик лечения анорексии, булимии, компульсивного переедания.
Около 20% пациенток, обращающихся в Клинику расстройств пищевого поведения Анны Назаренко – это мусульманки.
Для мусульман, борющихся с расстройством пищевого поведения, Рамадан может стать источником дополнительных проблем и серьезных рисков - с которыми Сальма, наша 23-летняя героиня из Чечни, прекрасно знакома.
Сальма, аспирантка, которая попросила нас не указывать ее фамилию, борется с анорексией уже почти 10 лет.
Будучи мусульманкой, ей приходится сталкиваться с дополнительными сложностями в период Рамадана и Ураза-Байрама (праздник разговения, знаменующий собой окончание месяца поста)
Два года назад Сальма призналась матери в своей болезни, но до сих пор практически никто из ее друзей и родственников не знает об этом. Сальма боится попасть под жёсткое осуждение и критику, поскольку во многих мусульманских странах, врачи, к которым обращаются с подобной проблемой, в принудительном порядке отправляют пациентку на психиатрическое лечение. В дальнейшем, это может быть очень серьёзным клеймом и может привести к проблемам с замужеством.
«Поскольку я старший ребенок в семье и я всегда была отличницей и примером для подражания, все считают, что со мной «по умолчанию» всё должно быть в порядке!»
«Мой отец всегда говорил мне: «Как хорошо, что нам не нужно беспокоиться за тебя, ты гордость нашей семьи». Чтобы не разочаровывать своего отца, мне приходилось долго скрывать свое заболевание. И когда я решила рассказать своим родным о своей болезни – у меня сердце кровью обливалось, мне казалось, что я ужасно их расстроила».
Пост может стать причиной рецидива
В прошлом году Сальма, думая, что она успешно излечилась от своего заболевания, решила поститься в Рамадан.
«В прошлом году я пыталась соблюсти все правила поста», - говорит она. «Мне казалось, что я успешно избавилась от анорексии, и что я отлично справляюсь. Но моя мама тогда сказала мне: «Если ты не ешь ничего на закате, это означает, что твое заболевание никуда не делось».
Как объясняет Руководитель Клиники расстройств пищевого поведения – Анна Назаренко, культурные практики могут использоваться для обоснования внутренних мотивов. При желании мусульманин вполне может пропустить ночной прием пищи.
Проблема в том, что зачастую мусульмане, страдающие от расстройств пищевого поведения, воспринимают пост как весьма позитивное явление.
Иногда действительно сложно провести грань между религиозным содержанием Рамадана и причинами личного характера – поэтому очень часто пост становится весьма удобным оправданием.
О ночном приеме пищи
По большому счету, главная опасность для тех из нас, кто страдает от расстройств пищевого поведения, заключается вовсе не в посте.
Ночные ифтары, общинные банкеты, на которых мусульмане разговляются, а также праздник разговения Ураза-Байрам - вот, где главная опасность.
«Понимаете, мне очень тяжело, потому что я очень люблю вот эти вечерние застолья с семьёй, мне нравится общаться со всеми», - признается Сальма.
«Я прекрасно понимаю, что мне придется участвовать в подобных застольях. Но после них я просто не буду ничего есть в течении нескольких дней, чтобы как-то сбалансировать все то, что я съем во время ифтара».
Анна Назаренко, говорит, что люди, страдающие или уже выздоровевшие от подобных заболеваний, зачастую очень тяжело переживают ночные разговения. Очень важно понимать, что в Рамадан еда приобретает священный характер. При этом наша задача – научить больных контролировать себя, когда они видят перед собой богато накрытый стол со всевозможными угощениями.
Согласно последней информации, в России в настоящий момент примерно 4% населения страдают от серьезных нарушений пищевого поведения, при этом менее 25% из них проходят лечение.
Сальма говорит, что она вполне вписывается в эту тенденцию, поскольку она сама обратилась в нашу Клинику за профессиональной помощью к специалисту по пищевым расстройствам лишь год назад.
«Тяжелее всего мне было выложить всю правду перед кем-то, ведь я никогда этого раньше не делала. К тому же, я никогда раньше не рассказывала о своей проблеме кому-то, кто настолько далек от моих религиозных убеждений и мусульманских традиций» - признается она.
«Но с другой стороны, мне кажется, что в этом случае реакция на мое признание должна быть более объективной».
Расстройство пищевого поведения не знает границ
И хотя расстройства пищевого поведения (в виде нервной анорексии, нервной булимии, компульсивного переедания и пр.) традиционно ассоциируются с представителями определенной демографической группы, их жертвой может стать абсолютно любой человек.
Люди склонны думать о расстройствах пищевого поведения, как о проблемах, с которыми обычно сталкиваются молодые девушки, но правда в том, что эти расстройства не выбирают своих жертв по возрасту, полу или социально-экономическим признакам.
Однако, можно выделить определенные черты характера, присущие жертвам расстройств пищевого поведения. В их числе: перфекционизм, стремление к успеху, внимание к деталям и т.д.
По словам Сальмы, несмотря на то, что окружающие не знают о ее заболевании, «желание быть тонкой и звонкой» уже стало частью ее личности.
«Понимаете, все восхищаются моей фигурой», - признается она. «Я родом из очень большой семьи, и все всегда считали, что я от природы такая худая».
Итоги терапии
В этом году, после терапии в нашей Клинике, Сальма успешно прошла пост в Рамадан и Ураза-Байрам.
«Пост для меня важен не только как особый религиозный опыт, но и как доказательство того, что я успешно излечилась и вышла из битвы победителем».